О ските

История

О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке.

Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь, вокруг издревле почитаемого источника в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.  

Феодор Студитский

Феодор Студитский

Издавна монастырь был почитаем русскими государями. По жалованной грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. церкви св. Анастасии выдавалась милостыня. Известно, что и царь Михаил Фёдорович оказывал денежную милость монастырю.

К XVIII веку монастырские постройки обветшали, и в скиту остался единственный молитвенник-пустынножитель. Имя этого подвижника лишь Господь ведает, однако история нам приоткрыла один из его подвигов.

В 1774 году Крым стал независимым ханством. Именно это событие, ставшее началом массовой резни христианского населения мусульманами, послужило первой и главной причиной массового исхода крымских христиан в пределы России.

Духовным и гражданским главой православного христианства в этот период был святитель Игнатий, митрополит Готфейский и Кефайский, кафедра которого располагалась в столице Крымского ханства – Бахчисарае, в Свято-Успенском мужском монастыре.

Митрополит Игнатий

Митрополит Игнатий

Проводя до назначения в Крым свою жизнь сначала на Афоне, а потом в Константинополе, в уединённой монашеской келье, святитель знал только по слухам о притеснениях, повсюду претерпеваемых христианами от мусульман.
Когда же, переселившись в Крым, он увидел собственными глазами, каково было положение его несчастных соплеменников, тогда и возопиил к Богу об освобождении своей паствы от варварского ига.

Всеблагий Господь услышал молитву Своего угодника. Осуществился выход христиан из Крыма в Россию.

Однако, проведав о готовящемся плане выхода христиан, татары стали преследовать митрополита Игнатия с целью убить его. Владыка нашёл себе укрытие именно в урочище Качи-Кальон, где и прятал около двух месяцев наш грек-отшельник, питая и охраняя святителя.

Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, которая во время гонения укрыла их предстоятеля, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым.

Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки. 

святитель Иннокентий (Борисов)

святитель Иннокентий (Борисов)

Возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы стало возможным в XIX веке, благодаря деятельности святителя Иннокентия (Борисова).

Получив назначение на Крымскую (Таврическую) кафедру, объехав всю местность, архиепископ Иннокентий ясно увидел её духовные нужды. Осенью 1849 года он составил «Записку о восстановлении древних святых мест по горам Крымским», где указывает на скитский вид монашества, как на самый целесообразный для Крыма, хранимый во всей силе на горе Афон и хорошо знакомый в России.

Император Николай I, своей рукой подписав сию «Записку…» к исполнению, возродил в 1850 году монастырскую жизнь в скиту св. Анастасии.

 

13 августа 1850 года святитель Иннокентий посетил Качи-Кальон, источник св. Анастасии и освятил в церкви св. Анастасии второй предел во имя Страстной иконы Божией Матери.

Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святейшим Патриархом и Священным собором при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.

Московские богомольцы из общины Страстного девичьего монастыря периодически совершали паломничество в Анастасиевскую киновию и в 1888 году на их средства, при участии монахинь того же монастыря была возобновлена вторая древняя церковь, высеченная в отдельном, отвалившемся от скалы камне, во имя святых мучениц: Софии и трех ее дочерей — Веры, Надежды и Любови, весьма малых размеров: не более 4м на 2,5м. Она сохранилась до наших дней и находится на горе, в 350 метрах от Анастасиевской церкви, ныне разрушенной. Ориентирована церковь на юго-восток и имеет два входа. Над одним из них были высечены желобки, отводящие дождевую воду, а в нише, над самим входом, – равноконечный крест.

В южной и северной стенах церкви высечены ниши для икон. Сами стены обработаны косыми ударами кирки и оштукатурены. В храме также были высечены скамьи для прихожан, а в полу южной части храма находится гробница, закрытая каменными плитами.

Вокруг храма сохранились древние захоронения и костницы.
К началу XX в. Анастасиевская киновия уже вполне расцвела и была очень известна как крымскому населению, так и московским богомольцам. Однако, новая волна гонений на христиан, после прихода к власти в России большевиков, не могла не коснуться и ее.

20.06.1932 года протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды».

Постановление было приведено в исполнение. Монастырское подворье Анастасиевское в д. Пычки (ныне с. Предущельное) было ликвидировано. Всё церковное недвижимое имущество конфисковано и передано под «культурные нужды» хутора №2, а судьба выселенных монахов осталась неизвестной.

Здание церкви и келии монастыря были взорваны и разобраны практически до основания, якобы для строительства дороги, которая там никогда не проходила.

По благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, 2005 году начался новый этап возрождения древней святыни.

На склоне горы Фыцки, неподалеку от своего прежнего месторасположения начато строительство скита Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Пришедшей на это место братии, под руководством иером. Дорофея (Волошина) приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на руках.

Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. В скальной пещере был устроен храм во имя св. Анастасии Узорешительницы. Построены братские корпуса, трапезная, колокольня,  на территории скита освящен источник во Имя Софии, Премудрости Божией.

Решением Священного Синода УПЦ (журнал № 7 от 12.05.2022) скит Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря преобразован в Мужской монастырь в честь св. вмц. Анастасии Узорешительницы.

 

 

9 комментариев к “О ските

  1. Здравствуйте!
    Сохранился ли бисерный храм после пожара? Можно ли приехать?

  2. Здравствуйте! Подскажите отправляете ли посылки со своими травами. Покупала летом «Монастырский чай», хотела бы еще купить

    • Здравствуйте, конечно отправляем. Напишите пожалуйста свой номер или напишите на нашу электронную почту куда и как отправить.

  3. Добрый день, были в августе в монастыре. Впечатления от храма и территории восторженные . Фотографировала территорию . Сейчас вижу на фотографиях , что случился пожар . Когда это произошло? До августа этого года или совсем недавно ! Это прискорбно, если уничтожена такая красота
    С уважением, Марина
    Город Сидней

  4. Здравствуйте!
    Скажите пожалуйста, есть ли сейчас святой источник на территории монастыря. В последний раз я у вас была 2 или 3 года назад, и тогда источника уже не было, он пересох. А сейчас как дела?
    Еще вопрос про дальний источник в гроте с естественной купелью : освящен ли он и можно ли в нем окунаться?
    Спаси Господи!

    • Здравствуйте! святой источник на территории монастыря есть, он называется в честь Софии Премудрости Божией. Находится при входе в монастырь по тропе из покрышек. Возможно вы посещали в засушливые летние дни, когда воды в источнике бывает крайне мало и еще из-за большого количества посетителей обители. Насчет дальнего источника в гроте с естественной купелью : он освящен и является целебным и в него можно окунаться, для этого необходимо иметь нательное белье или купальник. И по вере вашей дано вам будет. Спаси Вас Христос!

  5. Хотим посетить Бисерный храм. Скажите будет ли он открыт в ПОНЕДЕЛЬНИК 6 декабря с 11 до 15 часов. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *